"Я хочу сам заработать на операцию" - Гаврил Чемоханов
NVpress - «Мне бы хотелось разрушить стереотипы вокруг инвалидов», – говорит Гаврил Чемоханов. Он придерживает пальцами фистулу на левой руке. Такие ставят диализникам. Полгода назад врачи поставили Гаврилу диагноз – хроническая почечная недостаточность. Отказали сразу обе почки. Сейчас Гаврил своими силами собирает средства на операцию по пересадке донорской почки и просит об одном – ему не нужно ни денег, ни слов для утешения. Ему нужна только работа.
«Думал, что простуда»
Гаврил Чемоханов: Я заболел в декабре прошлого года. Это было для меня неожиданностью. Я работаю индивидуальным предпринимателем, и в то время был на строящемся объекте в Усть-Нере. Сначала думал, что это обычная простуда. Но оказалось, что все намного хуже. В больницу меня доставили, когда кожа уже начала чернеть. Врачи поставили диагноз – хроническая почечная недостаточность. Отказали обе почки.
«НВ»: Где вы сейчас проходите гемодиализ?
Г.Ч.: Сначала я поехал в Нерюнгри – лечился там полгода. Гемодиализ сейчас прохожу в центре «Диалог». Процедуры отнимают много времени. Я прохожу диализ три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу. Каждый сеанс длится четыре часа. Диализ дается мне тяжело – зудит все тело, резко падает давление. После диализа сразу еду домой и принимаю горячую ванну, чтобы хоть как-то разогнать кровь. Иначе чувствую себя как амеба.
«НВ»: Есть какая-нибудь альтернатива диализу?
Г.Ч.: Мне нужна операция в Москве по пересадке почки, которая стоит около 1,5 млн рублей. Я чувствую, что мое состояние с каждым месяцем становится хуже. Поэтому мне хотелось бы быстрее сделать операцию.
«НВ»: Гаврил, вы говорили, что вам дали инвалидность, но вы все равно работаете. С чем связан ваш бизнес?
Г.Ч.: Я работаю в строительном бизнесе. В прошлом году все шло очень хорошо, но сейчас все немного затормозилось. Мы – начинающая организация, но беремся за все объекты, которые подходят под наши параметры и условия. Мне бы хотелось самому заработать средства на операцию.
«НВ»: А как?
Г.Ч.: Не прошу ни денег, ни материальной поддержки. Я не отчаиваюсь и продолжаю работать. Моей организации сейчас не хватает подрядов. И я бы хотел через газету сделать обращение – если есть подрядные работы, то обращайтесь к нам.
Но оговорюсь, что в дни, когда проходит диализ, моя активность резко падает. В эти дни мне нужно восстанавливаться. Из-за этого приходится вносить корректировки в мой рабочий график.
«От этого никто не застрахован»
«НВ»: Так сложилось, что у нас более-менее охотно помогают детям. Но вот людям старше 30 лет, которым пришлось столкнуться с серьезной болезнью, приходится справляться своими силами. Те, у кого нет средств, попросту остаются за бортом.
Г.Ч.: Я мужчина, и я должен сам, преодолев все трудности, найти свое счастье и место в жизни. У меня в этом плане сильный характер. Если у человека нет моральных сил, то он действительно останется за бортом. Я не отчаиваюсь и воспринимаю свою болезнь как проверку. Все проблемы решаются, и я верю, что мы с семьей сможем вместе преодолеть этот тяжелый период. Мне бы хотелось помочь людям с таким же диагнозом, как у меня. Планирую создать организацию, которая занималась бы проблемами диализников и помогала бы им и их родным консультациями.
«НВ»: Общественная деятельность не будет мешать вашему лечению?
Г.Ч.: Мы все-таки не лежачие больные. Я через силу встаю, открываю глаза, живу. Конечно, мне многое дается сложнее, чем здоровому человеку. Но зато сейчас я полнее ощущаю какие-то радостные моменты в жизни.
«НВ»: Как ваша организация будет помогать тем, кто проходит диализ?
Г.Ч.: На самом деле множество людей не имеет понятия, что собой представляет диализ. Доступной информации об этом практически нет. Когда мне поставили диагноз, то прописали специальную диету. Всю остальную необходимую информацию мне приходилось вычитывать в интернете. И я тогда подумал: жаль, что в Якутске нет организации, которая помогала бы советами и консультациями тем, кто проходит гемодиализ. Ведь диализ назначают не только тем, у кого отказали почки, но и другим больным. От этого никто не застрахован.
«У меня другое отношение к жизни – более трепетное»
Г.Ч.: У меня первая группа инвалидности. К сожалению, заниматься спортом с такой группой никак нельзя. Но я до сих пор стараюсь бегать на стадионе «Туймаада», чтобы немного размяться. Раньше занимался вольной борьбой. Тренировался вместе с Афанасием Лаптевым – председателем организации «Движение без барьеров». Мы оба из Верхоянского района. Росли в одном городе, вместе ходили на занятия по вольной борьбе.
«НВ»: Вы состоите в «Движении без барьеров»?
Г.Ч.: Да, состою. После того, как мне дали инвалидность, Афанасий много говорил со мной, объяснил, что такое инвалидность и как нужно к этому относиться. К этому не так просто привыкнуть.
«НВ»: Что изменилось после того, как вам поставили диагноз?
Г.Ч.: Еще полгода назад я был обычным здоровым человеком. Сейчас у меня совершенно иной взгляд на вещи, другое отношение к жизни – более трепетное. Когда я лежал в реанимации, то очень много думал обо всем этом. Тогда же я твердо решил – не надо отчаиваться. Жизнь продолжается.
«НВ»: Вы планируете лечь на операцию до конца года?
Г.Ч.: Чем раньше, тем лучше. Все зависит от того, когда будет собраны средства. Выбор клиники будет зависеть от собранной суммы и моих анализов. В Москву, я, скорее всего, поеду один. Если получится, найду там работу, чтобы были средства на аренду жилья. Не хочу быть обузой для кого-то. Тем более, я привык все делать сам.
«НВ»: Выходит, инвалидность не стала для вас каким-то приговором?
Г.Ч.: Мне бы хотелось разрушить стереотип, что инвалиды не могут работать. Это абсолютно не так. Инвалидность – не приговор. У меня наоборот появился стимул жить и работать. Кардинально изменились взгляды на жизнь, появились совсем другие эмоции и переживания.
«НВ»: Что вас сейчас волнует? О чем вы стараетесь не думать?
Г.Ч.: Во-первых, я стараюсь не думать о болезни. Это правило для меня стало принципом. Когда я лежал в больнице, то постоянно думал о том, почему это произошло именно со мной. Но я активист по жизни, люблю побалагурить, пошутить. Друзья меня поддерживают – стараются не говорить на тему моей болезни. Мне еще не нравится, когда у меня спрашивают – «Как здоровье?». Воспринимайте меня как обычного человека.
Бывало, что хотелось как-то пожалеть себя. Но в этом просто нет смысла. Люди будут считать тебя сильным человеком, если ты будешь помогать другим. Очень хочется думать, что позитивные мысли приведут меня к нужной цели.
«Мыслите в позитивном русле»
Г.Ч.: Моя семья – это супруга Лена и двое сыновей. Старшему десять лет, младшему исполнился годик. Живем в Якутске, недавно взяли квартиру в ипотеку. Как отец, я радуюсь успехам своим детей. Родные и друзья меня здорово поддерживают, и я уверен, будут со мной до конца, за что я им безмерно благодарен. Человек ясно и в полной мере осознает, как дороги и нужны ему родные, как раз в таких ситуациях.
«НВ»: Когда вы переехали?
Г.Ч.: В Якутск я переехал в 2002 году из Верхоянска. До этого служил в армии. Не жалею, что два года пробыл там. Что бы ни говорили, это закаляет и тело, и дух. Когда переехал сюда, работал даже грузчиком. Потом окончил в Якутске сельскохозяйственный техникум по специальности «Государственное и муниципальное управление». Сейчас учусь на юриста в ЯЭПИ, взял по болезни академический отпуск. Образование мне понадобится. В будущем мне бы хотелось создать организацию, которая представляла бы права людей с инвалидностью в Верхоянском районе. Вообще, в целом хотелось бы изменить отношение в обществе к инвалидам.
«НВ»: Какие проблемы сейчас актуальны для тех, кто проходит диализ?
Г.Ч.: Мы сами ищем все нужную информацию. Нигде нет готовой инструкции, что делать и что предпринять, если ты столкнулся с этой болезнью. Нужно убрать этот информационный барьер. От незнания того, с чем они столкнулись, родные диализников плачут, чуть ли не хоронят их. Тем, у кого такой же диагноз, как у меня, я хочу пожелать, чтобы они не отчаивались, пересилили себя и мыслили в позитивном русле. Очень важно, чтобы в голову не лезли плохие мысли. Пока я могу, я буду помогать другим.
Если у вас есть какие-то вопросы или предложения, вы можете связаться с Гаврилом Чемохановым по телефону 8914-111-2015
Мария Алексеева
http://nvpress.ru